У некоторых всемирно известных игрушек есть загадочное прошлое. Сейчас эти игрушки и игры неразрывно связаны с весельем и забавами. Но первоначально они были разработаны для абсолютно других целей. Эти игрушки очень различаются, но они имеют одну общую черту: они вышли за рамки целевого назначения, когда кто-то признал их потенциальный ценный вклад в мир развлечений.
Аэрозольный серпантин
Аэрозольный серпантин – струя быстро затвердевающей жидкости, вылетающей из аэрозольного баллончика. Эта игрушка восхищает несколько поколений детей, и досаждает нескольким поколениям родителей. Она стала популярна в начале 1970-х. Однако у первых изобретателей аэрозольного серпантина, Леонарда Фиша и Роберта Кокса, он служил более серьезной цели – мгновенная помощь при растяжении связок и переломе костей.
Проверяя клапаны на баллончиках, Фиш обнаружил длинные пластиковые нити на одном из них. Он разглядел потенциальную новинку на рынке. Леонард изменил формулу, чтобы изделие стало менее липким и более красочным. Ученые назначили встречу компании по производству игрушек «Wham-O» и попытались продать своё изобретение. Компания дала право на патент продукта, который стал известен как аэрозольный серпантин. Некоторые местные органы управления запретили его использовать, особенно на Хэллоуин, объясняя это нарушением общественного порядка и затратами на уборку. Однако же, аэрозольный серпантин продолжает быть оплотом вечеринок и торжеств. А благодаря сообразительным американским солдатам, аэрозольный серпантин используется для обнаружения растяжек с минами.
Шагающая пружина (в России известна как «Радуга»)
По легко запоминающемуся перезвону, все всегда узнают «Пружинку». Но когда Ричард Джеймс, инженер ВМС США, впервые изобрел эту вещь, он работал над пружиной растяжения-сжатия, которая должна была стабилизировать судовое оборудование в бушующем море. Но после резкой критики его образцов, Джеймс понял, что его изобретение – потенциальная новинка. Он усовершенствовал его, улучшив «хождение».
Жена Ричарда, Бетти, с помощью словаря, придумала название «Slinky», что в переводе означает «плавно шагающий». Так родилась игрушка. Ричард соорудил станок по производству ходячих пружин. Изобретением заинтересовались владельцы розничных торговых точек. После того как местный магазин продемонстрировал «Slinky», игрушка стала хитом, и за одну минуту люди раскупили 400 штук шагающих пружин.
Летающая тарелка, или Frisbie
Мнения о происхождении «летающей тарелки» расходятся. Бесспорно, вдохновением для создания послужило подбрасывание какой-то вещи – например, пустые пластиковые тарелки от пирогов и кексов. Пекарня «Frisbie Baking Company» в городе Бриджпор (штат Коннектикут) продавала пользующиеся хорошим спросом пироги прилегающим колледжам. Когда пироги съедали, началась игра с пустыми тарелками. Их подбрасывали в воздух.
Пластмассовый диск изобретателя Фредрика Моррисона был способом изменить пляжную игру с метанием формы для кекса, которую они с женой очень любили. Первоначальные модели назывались «Летающее блюдце» и «Тарелка Плуто». В 1957 году Моррисон продал права на свой диск компании по производству игрушек «Wham-O». Вскоре «Wham-O» переименовала игрушку и выпустила ее под брендом «Frisbee», или «Летающая тарелка», намеренно сделав орфографическую в названии компании, изначально создавшей тарелку.
Пейнтбол
Сегодня, пейнтбол – это игра, включающая организованные группы, где игроки пытаются избежать попадания цветными шариками. Маленькие пульки с краской, используются в качестве оружия. Ими пытаются пометить членов противоположной команды. Однако оригинальные пульки и ружья для пейнтбола были разработаны компанией «Nelson Paint» в середине 1960-х для использования в лесоводстве и топографии. Лесники могли использовать цветные шарики, чтобы легко пометить деревья и границы в труднодоступных местах.
К концу 1960-х цветные шарики использовались и для другой цели – ими метили домашний скот. Биологи и егеря надеялись таким способом различать и следить за животными. В 1981 году люди направили пейнтбольные ружья друг на друга в первой организованной открытой игре. Так появился новый вид оружия, разработанный специально для игроков, и красящие пульки, чтобы метить человеческие цели. Ну а также правила, лиги и стратегии игры. Инновационные пневматические ружья и экологически чистые, биоразрушаемые пульки обязаны своим происхождением лесной и сельскохозяйственной промышленностям, где они по сей день используются в некоторых целях.
Магнитная доска для рисования
Механизм лежащий в основе игрушки потрясающий. Магнитная доска для рисования позволяет пользователю рисовать и стирать изображения. Под экраном находится жидкость, покрывающая спрятанные железные опилки. Их можно заметить только рисуя магнитной ручкой. Игрушка стала хитом. Было продано более 80 миллионов магнитных досок. По оценкам, почти у половины американских семей с детьми до семи лет есть такая доска.
Интересно то, доска для рисования изначально была разработана как бизнес-инструмент. «Magna Doodle» была изобретена в 1974 году командой инженеров, работающих в японской корпорации «Pilot Pen». Она было задумана как «беспыльная доска» и могла использоваться в стерильной среде. После того, как коллега из японской компании «Takara Toy» увидел прототип нового устройства, он захотел оформить заказ на «игрушку». Разработчики быстро поняли, как продавать продукт в крупном масштабе по доступной цене. С такими партнерами как «Tyco», «Mattel’s Fisher-Price» и «Ohio Art Company» (производитель «Волшебного экрана») «Pilot Pen» запустил магнитную доску в более широкую аудиторию как игрушку. Хотя первоначально её целевым рынком были корпоративные залы заседаний и лаборатории.
Шарики с водой (в России известны как «Капитошка»)
«Траншейная стопа, или влажная конечность» — болезненная опухоль на ногах солдат, находившихся в холодных и влажных траншеях во время Первой мировой войны. Это тяжелое заболевание привело к смерти более чем 75 тысяч британских солдат и понизило боевой дух. В худших случаях началась гангрена, и требовалась ампутация. Именно эту проблему старался решить изобретатель Эдгар Эллингтон, создавая водонепроницаемый носок.
Вначале Эллингтон покрыл обычный носок латексом, но было слишком трудно надеть его на ногу. Для увеличения эластичности, Эллингтон нагрел носок. Данный способ, казалось, имел успех. Эллингтон хотел удостовериться, что латекс не повредился. Он отодвинул край носка и налил в него воды, но…. опять неудача! Вода брызнула в сторону. От отчаяния Эдгар бросился к столу. И вдруг носок лопнул. Эллингтон сразу понял, что его изобретение имело бы большую ценность в качестве детской игрушки, нежели защитной одежды. Он быстро представил «водяные гранаты» на рынке. Название товара намекало на неожиданное военное происхождение и было заменено на более нейтральное – «водяные воздушные шары».
Калейдоскоп
Калейдоскоп – это цилиндр со сложенными под углом зеркалами и кусочками цветного стекла или бусинок. При вращении на свету появляются разнообразные узоры. Миллионы детей и взрослых были очарованы симметрией и красотой узоров, созданных взаимодействием зеркал, света и цветов внутри калейдоскопа., Тем не менее, немногие понимают оптические принципы, которые лежат в основе внутреннего устройства калейдоскопа.
За созданием калейдоскопа стоит сэр Дэвид Брюстер. Он составил название устройства из греческих слов «красивый», «форма» и «видеть». В детстве Брюстер был развит не по годам. В 12 лет он поступил в университет, а в 26 – получил докторскую степень. В 1814 году Дэвид создал калейдоскоп для ряда экспериментов по изучению поляризации света. Металлические пластины освещались и отражались в зеркалах. Увидев яркие цвета и красивые симметричные узоры, Брюстер замер. В итоге, он понял, что из рассыпанных кусочков цветного стекла получаются разнообразные поразительные узоры.
Усовершенствовав калейдоскоп, Брюстер признался, что его изобретение выйдет за пределы своего назначения и станет, по его словам, «популярным устройством для развлечения». Несмотря на то, что Брюстер был научным гением, знание закона о патентах не было его сильной стороной. К сожалению, он получил фальшивый патент. Дешевая подделки его изобретения заполонили рынок. Брюстер получил минимальную прибыль от широкого спроса на эту игрушку.
Умный пластилин или жвачка для рук
История создания умного пластилина уходит корнями в период Второй мировой войны/ Каучук в военное время применялся для изготовления шин, элементов конструкции самолета и солдатских ботинок. Однако в начале войны японцы напали на многие страны-производители каучука в Азии. Всемирная система снабжения каучуком была нарушена. Этот крайне необходимый материал был в дефиците. Для содействия военной экономике американские граждане отдавали старые шины, резиновые лодки и плащи. Правительство также попросило американские компании внести свой вклад и попытаться произвести синтетический каучук.
Патент на изобретение умного пластилина принадлежит двум мужчинам, которые работали над созданием синтетического каучука во времена военного дефицита. Это Эрл Уоррик из компании «Dow Corning» и Джеймс Райт из корпорации «General Electric». Создавая заменитель каучука, учёные обнаружили, что соединение борной кислоты и силиконовой смазки произвело упругую, эластичную массу с высокой температурой плавления. К сожалению, пока ученые развлекались с получившейся смесью, необходимый для военной экономики заменитель каучука так и не был создан. Райт разослал образцы ученым по всему миру, чтобы они нашли практичное применение для новой субстанции. Но сделать этого никто не смог. В 1949 году пластилин попал к владельцу магазина игрушек. Он передал его маркетологу Питеру Ходжсону, который рассмотрел в нём новый вид продукции. Питер занял денег для производства партии товара, упакованной в пластмассовые яйца. После того как «Умный пластилин» был упомянут в журнале «the New Yorker», Ходжсон получил 250 тысяч заказов за 3 дня. В настоящее время почти шесть миллионов яиц с пластилином продаются ежегодно. Довольно впечатляющий результат для игрушки, которая начала свою историю как неудавшийся заменитель каучука.
Водяной пистолет
В резюме Лонни Джонсона точно уж не написано «изобретатель игрушек». Он окончил университет Таскиги со степенью бакалавра наук по машиностроению и магистра наук по ядерной Энергетики. Он работал над программой по созданию бомбардировщиков «Стелс» ВВС США. Лонни также был инженером по разработке миссий НАСА, исследующие Юпитер, Марс и Сатурн. Так как же ракетостроитель, имеющий 80 патентов со своим именем, изобрел водяной пистолет, ставший одной из наиболее продаваемых игрушек в Америке? Случайно!
В 1982 году Джонсон работал над созданием нового вида теплового насоса для кондиционеров и холодильников, в которых вместо фреона использовалась вода. Экспериментируя дома в ванной, он стрелял струей воды. Придя к выводу, что из этого выйдет отличный водяной пистолет, Джонсон создал прототип. Он использовал органическое стекло, трубку из ПВХ и 2-литровую бутылку из-под содовой. Джонсону потребовались 7 лет, чтобы убедить производителя игрушек сотрудничать с ним и вывести товар на рынок. Между тем, выручка от продаж водяного пистолета составила почти 1 миллиард долларов, включая десятки миллионов, которые получил столь необычный изобретатель.
Масса для лепки
Если бы однажды будущее компании по производству мыла в Цинциннати не выглядело так мрачно, то мир, возможно, никогда бы не узнал о разноцветном пластилине. После дебюта в 1955 году были проданы миллиарды банок этой мягкой массы для лепки. К счастью для миллионов детей по всему миру, вся правда о создании пластилина всплыла наружу. После Второй мировой войны для компании по производству чистящий средств «Kutol Products», расположенной в штате Огайо, США, наступили тяжёлые времена. Компания специализировалась на густой очищающей смеси, которая помогала домохозяйкам удалить с обоев пятна сажи от угольных топок. Однако спрос на товар упал после появления на рынке таких новинок как печи длительного горения и моющиеся виниловые обои.
Основываясь на собственном опыте, невестка основателя компании и владелица детского сада, нашла неожиданное применение продукту: мягкая масса для детского творчества. Очиститель обоев был нетоксичен, легко поддавался лепке даже в маленьких руках, не оставляя следов. Использовать его можно было много раз.
После добавления характерного аромата, цвета и удаления синтетических моющих средств, пластилин запустили в местных школах. После выхода рекламы в детском телесериале «Captain Kangaroo», пластилин стал таким хитом продаж в США, что некогда провальная компания «Kutol Products» с трудом поспевала за спросом. Владельцы предприятия были взволнованы, что моющее средство, которое они изо всех сил пытались продать за 34 цента, внезапно выросло до 1.50 долларов за банку. Они старались усовершенствовать и запатентовать рецепт пластилина. С тех пор как продукт отказался от своих первоначальных функций, восхищенные дети игрались с 317 миллионами килограммов разноцветной массы.