Саксофонист Донни Маккаслин (Donny McCaslin) вспоминает совместную работу над альбомом Blackstar с легендарным Дэвидом Боуи.
Когда Боуи вошел в Нью-Йоркскую студию Magic Shop в январе 2015, чтобы записать свой 28 (и последний) альбом Blackstar, он уже около 6 месяцев боролся с раком. Но выглядел он бодро и был решительно настроен несмотря на плохое самочувствие. Для студийной записи Боуи пригласил джазового саксофониста Донни Маккаслина (Donny McCaslin) его группу, чтобы воплотить в жизнь “Lazarus”, “Dollar Days” и пять других потрясающих композиций с альбома Blackstar.
“Он пел очень страстно, с огромной энергией, уверенностью и это очень вдохновляло нас” – рассказывает Маккаслин о сессиях записи, которые прошли в три недельных периода с января по март 2015 года. “Он сказал мне что-то вроде “Донни, я не знаю что из этого выйдет, давай просто повеселимся.” – рассказывает Маккаслин.
Несмотря на то, что запись носит глубоко лирический, местами трагичный оттенок, о чем Маккаслин сказал Боуи в конце работы, юмор и спонтанность преобладали во время сессии, которая обычно начиналась с 11 утра и продолжались до 4 дня. Боуи принимал во всем активное участие, прекрасно общался и способствовал творческому процессу между всеми участниками группы.
Донни Маккаслин: “Перед стартом первой недельной сессии, Дэвид прислал мне демо 6 или 7 записанных им песен. Я полностью погрузился в них, чтобы как можно лучше вникнуть в замысел композиций. К процессу также подключились и участники моей группы: бас-гитарист Тим Лефебр(Tim Lefebvre), клавишник Джейсон Лендер(Jason Lindner) и барабанщик Марк Гуилиана(Mark Guiliana). Мы много репетировали, чтобы убедится, что правильно понимаем замысел Дэвида. Но все таки я не был полностью уверен в том, что нас ожидает в студии.
Во время записи царила невероятная творческая атмосфера, лучше которой трудно себе представить. Дэвид был полностью поглощен и сфокусирован на работе с той минуты как только входил в студию. Я помню как он сказал Марку [барабанщику] : “Расслабься и сделай необычный ритм. Все, что угодно, как ты слышишь.” Это прекрасно иллюстрирует атмосферу, царившую в студии – открытости, свободы, творчества. Это было потрясающе!”.
Одна вещь, которая действительно очень сильно вдохновляла и воодушевляла нас, помогала понять динамику музыки – Дэвид пел вместе с нами в одной комнате! Я находился в изолированной стеклянной кабине и между нами был лишь прозрачный кусок стекла и он прямо напротив меня по другую сторону, но в одной комнате с Тимом, Марком и Джейсоном. Я эмоциональный исполнитель и я чувствовал энергию, которая наполняла комнату и витала между нами. Мы легко и много общались, обсуждали и делились мнениями. Очень много смеялись и шутили. Забавные истории так и сыпались. Было невероятно весело.
Продюсировал альбом Тони Висконти, старый друг, принимавший участие во многих записях Дэвида. Он отметил как замечательно мы сработались. Тони и Дэвид полностью управляли процессом, принимая решения что нужно использовать, а что не следует. Было очень интересно наблюдать за их работой. Они были очень требовательны к мельчайшим деталям. Для меня было невероятной удачей наблюдать как они делают звукорежиссуру, создают новаторскую музыку прямо у меня на глазах!
Как долго длилась работа?
В первую неделю января 2015 состоялась первая недельная сессия. В первую неделю февраля мы проработали еще неделю. И затем в начале марта мы отработали еще 4 или 5 дней. Наложение звука было в апреле и заняло один день в студии Тони Висконти. Полностью готовые треки я услышал впервые в ноябре.
Джеймс Мерфи (James Murphy) – друг Дэвида, звукорежиссер, продюсер, прибыл на февральскую сессию и помог доделать несколько моментов. Он добавил старого синтезаторного звучания. Также он поработал с перкуссией в песне “Girl Loves Me”. У него появились новые идеи в звучания – и это оказалось очень круто.
Что запомнилось тебе в студийной работе Боуи?
Он был очень сосредоточен и сфокусирован на процессе. Музыку Blackstar никак не назовешь шаблонной поп-музыкой. Это прогрессивная, выходящая за все привычные границы стилей музыка. Он совершил настоящий прорыв в искусстве. Он жил в искусстве. Читал множество книг, слушал много различной музыки, стремился быть всегда не переднем крае всех новшеств. Философия новаторства была ему очень близка.
Ты помнишь, что вдохновляло его во время работы над альбомом?
Я припоминаю как Тони Висконти рассказывал, что слушает альбом американского репера Кендрика Ламара (Kendrick Lamar) To Pimp a Butterfly – да, я точно помню, что они говорили об этом. Альбом D’Angelo Black Messiah вышел как раз когда мы записали половину альбома и я помню, что Боуи интересовался им. Я в свою очередь обсуждал с ним великого джазового саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker).
Blackstart считают прощальным посланием Боуи. Дэвид написал тексты до начала студийной работы?
Когда он пел, страсть и уверенность в его голосе очень сильно воздействовала на меня. Смысл скорей передавался нам через эмоции, чем через слова: не так важно что он пел “bluebird” или “blackstar”. Энергия, которая исходила от него была феноменальна.
Некоторые тексты он дорабатывал прямо в студии, некоторые песни так и не были закончены.
Во время работы он делал заметки. И позже я видел, как он работает с ними, пока мы записываем инструменты.
Когда вы общались с Дэвидом в ноябре и декабре, в каком настроении он был? Что он думал о Blackstar?
В основном он интересовался процессом звукозаписи и финальной доработки. Он был настроен очень позитивно. Я думаю, что он был счастлив и доволен тем результатом, который у нас получился. И я был в восторге от того, что он так думает.
Pingback: Donny McCaslin — A Small Plot of Land — David Bowie Is()