Рожденные в 70-80-е годы 20 века отлично помнят этот автобус. В народе его называли по-разному: «чайник», «бутылка», «луноход» и даже «скотовоз» по причине малого количества сидячих мест. Но он стал первым массовым городским автобусом, хорошо узнаваемым и даже родным для многих. ЛиАЗ 677 по-праву заслужил быть увековеченным.
29 августа 2015 года в подмосковном городке Ликино-Дулево состоялось открытие нового памятника. С постамента удивленно глядит на жителей города ЛиАЗ 677. Памятник установлен на площади рядом с Центром развития творчества детей и юношества «Спутник». Мемориальная доска гласит: «Ветеран дороги».
В бывшем Советском Союзе ЛиАЗ 677 был самой известной маркой автобусов. Более 30 лет он колесил по городским дорогам СССР, стал символом эпохи и воспоминанием для многих. Возможно не всегда приятным. Но все же его доброе «лицо»- кабину узнает каждый с первого взгляда. Производились данные модели на Ликинском автобусном заводе, сокращенно – ЛиАЗ, расположенном в городе Ликино-Дулево, где и установлен памятник.
Ликинский автобусный завод не всегда производил автобусы. Он был основан в 1937 году как завод по переработке древесины и назывался ЛОЗОД (Ликинский опытный завод по облагораживанию древесины). Завод выпускал прессованную древесину и ДСП. В 1944 руководством предприятия было принято решение о прекращении производства деревянных конструкция и переходе к металлическим изделиям.
Через 15 лет вновь было принято решение о модернизации предприятия. В 1959 фабрика прекратила производство мелких металлических изделий и началась сборка пассажирских автобусов для завода ЗИЛ – крупнейшего в России производителя автомобилей и тяжелой техники. Завод в очередной раз сменил название и стал именоваться ЛиАЗ.
От сборки автобусов ЗИЛ, вскоре перешли к собственным разработкам. Так появился первый прототип ЛиАЗ 677.
После успешных испытаний и госприемки в 1967 году автобус вышел на дороги страны. За последующие 29 лет на заводе ЛиАЗ было произведено 194 183 автобусов, которые стали самыми массовыми советскими автобусами и символами целой эпохи.
Несмотря на широкое распространение и популярность, ЛиАЗ 677 не отличался удобством и экономичностью. Его двигатель потреблял невероятное количество топлива – расход топлива составлял 35 литров бензина на 100 км. Из-за изъянов в конструкции системы отопления, салон автобуса периодически наполнялся газами. Водители жаловались на шум на водительском месте, а в летние месяцы двигатель постоянно перегревался.
Трансмиссия издавала характерный звук, похожий на звон пустых бутылок. Однако автобус обладал немалой вместительностью в 110 пассажиров, что было существенным преимуществом в часы пик. Из воспоминаний пассажира: «Я как будто был зажат в тесном гробу с сотнями других несчастных».
Автобусы ЛиАЗ 677 сняты с производства с 1996 года.
И пусть в родном городе лишь недавно отдали дань уважения круглоглазому трудяге, по всей России с странам СНГ уже установлено немало подобных памятников.